Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов правления этой сферой. Сроки реализации: 01.01.2019 — 31.12.2024

Федеральные проекты, входящие в национальный проект:

Цель национального проекта «Образование»: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования Одним из показателей успешности вхождение в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных международных  стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Формирование функциональной грамотности это условие становления динамичной и творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность — основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!

— это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения

Документы

Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:

Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности: Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности:
  1. Читательская грамотность
  2. Математическая грамотность
  3. Финансовая грамотность
  4. Естественнонаучная грамотность
  5. Банк заданий для начальной школы
  1. Методические рекомендации СИПКРО для педагогов  по формированию функциональной грамотности.
  2. Методические рекомендации для учителей и родителей
  3. Рекомендации по  формированию функциональной грамотности для учителей начальной школы.
  4. Рекомендации по формированию читательской грамотности
  5. Сборник информационных  материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.
  6. Функциональная грамотность для педагога.

  • Полезные ресурсы

  • Функциональная грамотность школьников
  • Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы
  • Ссылка:http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf
  • Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся
  • Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
  • Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php
  • Центр оценки качества образования ИСРО РАО
  • Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.
  • Ссылка: http://www.centeroko.ru/
  • СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся
  • Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся
  • Ссылка: https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/
  • Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА
  • Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
  • Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА
  • Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
  • Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА
  • Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
  • Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА
  • Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf
  • Примеры открытых заданий по читательской грамотности
  • Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
  • Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
  • ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
  • http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php
  • СИПКРО
  • http://old.sipkro.ru/index.php/86-подразделения/1381-fgo
  • Издательство «Просвещение»
  • https://media.prosv.ru/fg/
  • Банк тестов
  • https://banktestov.ru/test/3674
  • Московский центр качества образования
  • https://mcko.ru/articles/2127
  • Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
  • https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main